Куда ездят и сколько зарабатывают белорусские, молдавские и украинские гастарбайтеры?

Трудовая миграция – обычный и естественный экономический процесс, распространенный во всем мире: люди пересекают границы в поисках лучшей работы с самого момента установления этих границ. А с развитием дорожной инфраструктуры и транспорта потоки трудовая миграция возросла на порядки, и она стала обыденным делом.

Трудовая миграция существовала и в СССР (и даже еще раньше – во времена Российской Империи: в те века это называлось «отходничество»). Хотя в чисто юридическом понятии она ею не являлась, так как пересечения границы в поисках работы не происходило. Но по сути, когда человек уезжает за тысячи километров от дома на заработки – это и есть трудовая миграция, только внутренняя, в пределах огромной страны.

Многие тогда только так и работали – «вахтовым методом» – выездом на несколько недель или месяцев, или на сезон, и по нескольку раз в год. Да и осваивать, например, безлюдную Сибирь иначе как внутренней трудовой миграцией, понятно, не представлялось возможным. Часто люди уезжали туда навсегда – это было такое себе «перераспределение рабочей силы».

В народе это называлось поехать «за длинным рублем», ведь для большинства населения это было зачастую единственной возможностью накопить хорошую сумму сбережений.
 
 
Сейчас все то же самое. Просто с развалом СССР и установлением границ между бывшими республиками, ранее внутренняя трудовая миграция стала называться трансграничной, с изменением экономического уклада изменилась география потоков трудовых мигрантов. А с открытием внешних границ – и его направление: например, «за длинным евро».

Но главное, с экономическим упадком, закрытием большинства построенных в советское время заводов, не выдержавших конкуренцию с западными производителями после открытия границ для импорта, да и вообще часто выпускавших никому не нужную продукцию, после чего просто не стало работы, трудовая миграция оказалась единственной возможностью для обеспечения существования своей семьи.

И она выросла на порядки, приобрела массовый характер: количество трудовых эмигрантов стало исчисляться десятками и сотнями тысяч, и даже миллионами. В некоторых странах «заробитчане» стали составлять уже значимую долю в структуре населения страны, а суммы денег, что они привозят (перечисляют) домой – значимый процент всех денег в стране.
 
Беларусь
 
Не избежала этой участи и Беларусь, несмотря на вот уже два с половиной десятка лет заявления сегодняшней власти о том, что-де «мы сохранили промышленность». На самом деле работу с достойной оплатой труда, а не с копеечной зарплатой «на грани физического выживания» найти в Беларуси сложно, а вне столицы и областных центрах – практически невозможно.
 
 
И зачастую единственный выход – уехать на заработки «на Россию», где до сих пор существует нехватка трудовых ресурсов, а денег, при этом, благодаря огромным природным ресурсам, там «валом». А с отсутствием языкового, цивилизационного и ментального барьеров, а также благодаря «союзническим» отношениям, дающие преимущества перед мигрантами из стран вне «Союза» и отсутствие полноценной границы, российский вектор для белорусских трудовых мигрантов главенствующий.

Правда, сконцентрированы деньги России, в основном (на 70%) – в Москве, Московской области, С-Петербурге. Именно там – самые высокие зарплаты и самая высокая потребность в работниках. И именно в эти регионы едут белорусы на заработки. В остальных российских регионах зарплаты и потребность в работниках не сильно отличаются от белорусских.

Тем не менее, количество белорусов – трудовых мигрантов, которые с разной периодичностью – часто или изредка – ездят на заработки в Россию, или уже там живут постоянно, исчисляется несколькими сотнями тысяч. Но и конкуренция на рынке труда в России не мала: белорусам приходится конкурировать с гастарбайтерами из Средней Азии, которых там миллионы.

Периодические кризисы и девальвации только добавляют желания найти работу за рубежом, а сейчас – уже и политические мотивы, из-за преследований по политическим мотивам. И все чаще из-за этого белорусы выбирают другие направления – в Польшу, Литву. Латвию, Украину. На слуху сейчас – «релокация IT-шников».

Это уже привело к падению количества занятых в экономике Беларуси в начале 2021 года до исторического минимума. И с дальнейшим развитием экономического кризиса их будет все меньше, а трудовая эмиграция – все больше.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Где и как проверят ваши деньги на подлинность? Шпаргалка для тех, кто не хочет неприятностей

Цифровая трансформация услуг Технобанка: как получить кредит в режиме онлайн

Пополняем карту Банка БелВЭБ. Выбираем «свой» способ