День с банкиром. «Мы постоянно двигаемся вперед и развиваемся»


 

У нашего сегодняшнего собеседника, как он сам говорит, — «неклассическая банковская работа». Дмитрий Бакиновский возглавляет Управление информации и социального развития Беларусбанка.
 

Задачи Дмитрия прописаны в двух стратегических документах,  в рамках которых он и работает. Первый документ регламентирует внутреннюю и внешнюю политику банка в области корпоративной социальной ответственности (КСО), второй  — коммуникационную политику.

Внутренняя корпоративная социальная ответственность — это всё, что связано с коллективом Беларусбанка, в том числе — социальная поддержка,  HR, обучение персонала, охрана труда, карьерное продвижение, вопросы мотивации и многие другие аспекты (этими вопросами занимаются отдельные структуры банка).  

Внешняя корпоративная социальная ответственность — это как различные социальные и волонтерские проекты, так и классические благотворительные проекты Беларусбанка, которых на данный момент уже пять.  

— Вообще, о своей работе я могу рассказывать целую неделю. Без всяких преувеличений. Потому что, действительно, каждое из этих направлений — это огромный участок работы, — признается Дмитрий Бакиновский.

Один из проектов — «Беларусбанк. Победим вместе!» — связан с поддержкой спорта высоких достижений.  Банк выступает Национальным партнером II Европейских игр. Также на протяжении ряда лет Беларусбанк поддерживает Белорусскую федерацию футбола и является Генеральным партнером Чемпионата Беларуси по футболу. Более 5 лет Беларусбанк оказывает поддержку Белорусской федерации фристайла, а белорусская школа фристайла - одна из лучших в мире. «Наши фристайлисты с каждой Олимпиады и различных  мировых первенств привозят медали, и здесь мы тоже чувствуем причастность банка», —  с гордостью отмечает Дмитрий Бакиновский.
 
Обсуждается работа одного из проектов
 
Второй проект — «Беларусбанк. Пространство вдохновения» — направлен на поддержку культуры и искусства. В рамках третьего проекта — «Беларусбанк. Родительский дом» — банк строит детские дома семейного типа по всей стране. На данный момент уже построено 16 таких домов, семнадцатый планируется возвести в Верхнедвинске.

— Мы не просто строим дома. Мы детей, которые там живут (их уже больше  150 человек), сопровождаем и дальше. По праздничным датам — 1 сентября, на Новый год — мы проводим с ними различные мероприятия. Самое яркое  —  поездка детей в российский Королев, в столицу космонавтики. Там они встречались с нашим земляком Олегом Новицким, для них организовали экскурсию по городу, а потом был телемост с Международной космической станцией.  

Благотворительный проект «Беларусбанк. Родительский дом» стал лучшим КСО-проектом в номинации «Большое сердце» пятого юбилейного конкурса «Премия HR-бренд Беларусь 2018».
 
 
На поддержку образования направлен и КСО-проект «Беларусбанк. Мост в будущее», в рамках которого за банком закреплены более 80 учреждений образования по всей стране.

Проект «Беларусбанк. Вектор доброты» связан со здравоохранением. В его рамках, в частности, банк приобретает реанимобили для учреждений здравоохранения  в крупных городах.   

— Парк постоянно стареет — это действительно проблема. Поэтому мы приобрели реанимобили для Гродно, Могилева (к юбилею города), Бобруйска. В этом году исполняется 1000 лет Бресту, и банк планирует подарить этому городу реанимобиль.

В начале 2017 года Беларусбанк, готовый добровольно вкладывать в развитие общества, государства и мира в целом, стал участником Глобального договора ООН, крупнейшей международной инициативы в области устойчивого развития.
 
— Как Беларусбанк выбирает КСО-программы? Может ли какая-то общественная организация прийти в банк и попросить о поддержке? Или вы сами выбираете проекты?

— Вопрос хороший. Нам его часто задают. Поэтому в банке принята "Концепция оказания безвозмездной спонсорской помощи", в которой прописано, что у нас эта помощь оказывается в рамках тех пяти проектов, о которых я вам говорил. Но спонсорская помощь оказывается в рамках утвержденного бюджета. 

Есть проекты, которые мы ведем уже давно, на  системной основе.  И есть определенный резерв, в рамках которого мы можем рассматривать другие обращения.  К нам может обратиться за помощью абсолютно любая организация. Но это не значит, что мы эту помощь окажем. Потому что, в первую очередь, будем смотреть на соответствие помощи стратегии развития нашей КСО. Мы стараемся не просто оказывать помощь — дали деньги и забыли. А делать так, чтобы наша помощь помогла проекту, придала ему устойчивость, и он мог самостоятельно развиваться. По сути дела, мы даем не рыбу, а удочку, чтобы обратившийся мог сам «ловить рыбу». Такие проекты нам интересны.   

Кроме 5 классических КСО-проектов, Беларусбанк реализует различные благотворительные инициативы в области экологии. К примеру, совместно с Академией наук и Ботаническим садом  банк участвует в проекте «Зялёныя скарбы Беларусi».

— В прошлом году в нашей стране нашли популяцию Лапчатки скальной, которая занесена в «Красную книгу». Это растение в Беларуси росло только в одном месте.  Работники Беларусбанка присоединились к спасению Лапчатки: занимались ее рассаживанием, печатали информационные материалы. В рамках субботников мы, кстати, проводим  посадки «краснокнижных» цветов по всей стране.

Кроме того, сотрудники Беларусбанка участвуют в различных волонтерских инициативах. В частности, мы активно взаимодействуем с командой «Крылья ангелов»  — это группа энтузиастов, которые бегают марафоны и полумарафоны с колясками, в которых находятся дети,  больные ДЦП и другими тяжелыми заболеваниями.  

 — В чем смысл забегов с больными детьми?

— Участники забегов через инклюзию, через спорт встраивают их в обычную жизнь, и таким образом  пытаются их реабилитировать. 
 
Забег с "Крыльями ангелов"
 
Традиционным для Беларусбанка стало участие и в другом спортивном проекте — «Бегопарке», во время которого дети и их родители, прежде не занимавшиеся спортом, могут участвовать в зрелищных и массовых забегах.  

— Кстати, в мае состоится «Бегопарк» в Лошицком парке — мероприятие, которое мы также поддержим.  

Так что у меня рабочее время, как мне кажется, вообще ненормированное, — признается Дмитрий Бакиновский.  

Беларусбанк уделяет огромное внимание и проектам, связанным с финансовой грамотностью. В марте 2019 года Управление информации и социального развития Беларусбанка проводило интеллектуальный турнир по финансовой грамотности «Учись, сберегай и зарабатывай» среди учеников 9-11 классов.

— 25 марта мы провели туры по всем областям, а в воскресенье, 31 марта, в Лингвистическом университете состоялась финальная игра, на которой были представлены все области. Победила команда из Гродно, — рассказал Дмитрий Бакиновский.
 
Во время Турнира по финансовой грамотности «Учись, сберегай и зарабатывай»
 
— Вам часто приходится работать в выходные?

— Часто. До этого в выходные была презентация факела II Европейских игр. Мне, кстати, выпала честь быть одним из факелоносцев. В выходные 13-14 апреля в санатории "Спутник" прошла XII Республиканская спартакиада Беларусбанка, в ходе которой был проведен целый ряд спортивных и творческих состязаний. В частности, разыгран Кубок Председателя Правления по мини-футболу. Впереди, в мае, у нас будет забег, о котором я уже говорил. Он планируется в воскресенье. До этого будет велокарнавал «Viva Ровар», в котором мы тоже, уверен, будем принимать активное участие. Во всех государственных или общегородских активностях мы стараемся участвовать. Потому что мы понимаем, какую ответственность налагает на нас имя нашего банка.
 
Дмитрий Бакиновский во время одного из спортивных мероприятий Беларусбанка
 
Второй  документ, которым руководствуется в своей работе Дмитрий Бакиновский, —«Коммуникационная политика Беларусбанка». Ей занимается Отдел коммуникаций.

— Раньше в Беларусбанке была пресс-служба, сейчас есть Отдел коммуникаций, который отвечает за работу с внешними СМИ, формирует официальные комментарии и выполняет остальные задачи пресс-службы. В том числе ведет партнерские проекты с телеканалами. разворачивает пиар- и нативные проекты в Интернете — все, что связано с позиционированием банка. 

Дмитрий Бакиновский отмечает, что Отдел занимается и внутренними коммуникациями. Сегодня в Беларусбанке работает порядка 18 тысяч человек, идет оптимизация процессов и структуры — банк переходит на двухуровневую модель, филиалы постепенно приобретают статус ЦБУ. Вводится единый банковский информационный код (БИК). Банк взял курс на цифровизацию.

Для внутренней коммуникации в Беларусбанке запустили внутреннюю информационную интернет-платформу, с помощью которой до работников доводят новости, важную информацию, обращения руководителей. Есть также внутрикорпоративная газета «Наш банк сегодня» — в печатной и электронной версиях.  

— В принципе, пока мы полностью не отказываемся от печатной газеты, потому что она является своеобразным элементом статуса. Когда о тебе написали в газете или разместили там твою фотографию — ее можно  показать папе, маме, родственникам, оставить на память.  Газета также очень востребована у ветеранов Беларусбанка.  

Кроме газеты, в Беларусбанке издают корпоративный журнал «PRO Беларусбанк». И если газета рассчитана на работников банка, то журнал издается для клиентов.  

— Мы стараемся размещать в журнале интересные статьи про банк, про различные стартапы, про малый и средний бизнес. В первую очередь про тот, который растет с поддержкой Беларусбанка. Берем интервью у интересных спикеров из органов государственного управления или из других банков. В принципе, у  нашего журнала достаточно высокие рейтинги, и его цитируют крупные СМИ. 
 

Что касается внутренней социальной политики, Беларусбанк предлагает множество различных социальных программ. В том числе по добровольному страхованию медицинских расходов.

— Мы стараемся всегда отталкиваться от потребностей наших работников. Мы делаем программу в программе: "Хочу быть здоровым!" И каждый работник без направления врача может обратиться в страховую компанию и получить с ее помощью целый ряд медицинских услуг. 

Кроме этого, в Беларусбанке частично компенсируют расходы работников на отдых в двух корпоративных санаториях. В банке также действует система пенсионного страхования.  

— Какой-то немыслимый объем работы. Как вы все успеваете? 

—  У нас есть какие-то плановые точки, но я бы сказал, что мы живем в постоянном дедлайне, у нас всё должно быть готово «еще вчера». При этом у нас очень креативный коллектив, много молодежи, у которой множество идей. Они приходят с новыми идеями, а мы еще не успели реализовать те, которые запланировали ранее. Да, иногда очень тяжело, но идей много, и их действительно хочется реализовать.  
 
Буккроссинг прямо в Головном офисе Беларусбанка
 
— Традиционный вопрос. Ваше Управление занимается нестандартными для банка задачами. Как оценить эффективность вашей работы?  

— Нашу работу тоже оценивают. Наши показатели эффективности выражаются в соблюдении бюджетов. В банке утверждена Программа социального развития, в которой прописаны бюджеты на все наши мероприятия. Соответственно, все делится по кварталам, и отслеживается выполнение планов. Мы не должны превышать эти бюджеты, а в идеале — экономить. Ну, и наша работа всегда на виду.

— Ваш типичный день проходит, как сегодняшний?

— Я вам, наверное, не могу сказать, какой день для нас типичный, а какой нетипичный. Понятно, что я намечаю для себя  план работы. Но, в основном, он состоит из череды телефонных разговоров, очных встреч с коллегами, работы с документами. Бывают дни, когда приходится с утра до обеда вести переговоры по телефону  и «наводить мосты», заниматься коммуникациями, договариваться о чем-то. 

Дмитрий Бакиновский подчеркивает, что специфика его работы — общение с людьми. В Управление  информации и социального развития  Беларусбанка постоянно приходят люди со своими проектами в рамках КСО, в банк поступает огромный поток различных предложений, запросов по поводу помощи, по сотрудничеству.

— На каждое обращение мы не можем просто формально ответить или дать отписку какую-то, их нужно рассмотреть. Если надо — выезжать на место, встречаться или проводить экспертизу, привлекать заинтересованные структуры.  

В Управление обращаются и сами сотрудники Беларусбанка - за социальной поддержкой или личной помощью: в Комиссию по оздоровлению или Комиссию по материальной помощи для строительства жилья. Сюда же могут обратиться и ветераны, ушедшие на пенсию из структурных подразделений Беларусбанка.  

— День — это постоянное общение. С руководством, с коллегами, с заявителями. Бывает также, что надо сесть, отредактировать какой-то серьезный документ или провести   оперативное совещание перед каким-то мероприятием, чтобы расставить все точки над «i». Каждый новый день у нас не похож на предыдущий.  

— Когда проходят какие-то мероприятия, в которых Беларусбанк принимает участие (к примеру, скоро будут II Европейские игры), вы будете работать без сна и выходных?

— Ну, не то что прямо без сна, — улыбается Дмитрий Бакиновский. — Но, думаю, выходных точно не будет. Каждое лето у нас выходных очень мало. Во время II Европейских игр мы откроем фанзоны нашего банка. Уже сейчас в банке объявлен конкурс среди работников, у которых хороший уровень английского языка и которые могут проконсультировать клиентов по всем банковским продуктам. Мы их соберем со всей страны, чтобы дать возможность поучаствовать в этом очень значимом для страны мероприятии. Наше Управление занимается координацией всех этих вопросов. 

Спортивные мероприятия — важный момент корпоративной культуры. Кроме этого,  банк постоянно зовут на межведомственные и межбанковские соревнования. Команды банка активно принимают участие в различных состязаниях, среди которых: «Bison Race», «Крылья ангелов», «Минский полумарафон», забег «Дружба» (Брест – Тересполь).   
 
 
Дмитрий Бакиновский говорит, что в Беларусбанке уделяют большое внимание интеллектуальным играм. Кстати, в банке действует свой клуб интеллектуальных игр «Платиновая сова».  

— Мои коллеги — идейные вдохновители клуба «Платиновая сова». Каждый месяц у нас в банке и по всей стране проходят централизованные игры. Но мы не ограничиваемся только этим. Мы проводим такие игры и среди наших корпоклиентов и партнеров.  

Уже несколько лет Беларусбанк проводит молодежный форум по КСО-проектам, на котором молодежь имеет возможность высказать свои идеи.   

— В прошлом году были замечательные проекты. Один из них — «Услышь меня» — связан с обучением наших кассовых работников языку жестов. Потому что в некоторых наших отделениях есть глухонемые клиенты. Чтобы быть открытыми и решать вопросы инклюзии, мы этот проект, совместно с Центром обучения, сейчас активно прорабатываем и запускаем. Для нас важны все клиенты. 

Еще один проект связан с оборудованием отделений Беларусбанка брендированными парковками. Проект тоже находится в стадии разработки.

— Беларусбанк понимает необходимость и важность этой работы, связанной с корпоративной культурой и вовлеченностью. В банке показатель вовлеченности — это один из пунктов стратегии роста. И он растет. В этом — тоже большая заслуга нашего Управления. 

 — А не вызывает такая активность в свободное от работы время неприятие у самих сотрудников банка?

— В банке есть люди, которые «горят» и живут этим. Их не надо заставлять что-то делать и чем-то дополнительно мотивировать. Они всё делают сами.  У нас в банке замечательный спортзал, и он буквально забит каждый вечер: «девочки» занимаются аэробикой, «мальчики» играют в футбол, баскетбол, ходят в тренажерку.  У нас большой актовый зал, в котором люди поют, танцуют, читают стихи, и туда людей тоже загонять не надо. Идут по собственной воле и выступают на наших мероприятиях.
 
Спортзал в Беларусбанке поражает своими размерами. Здесь можно играть в мини-футбол и баскетбол
 
В Беларусбанке есть свои хоккейная, футбольная, волейбольная и баскетбольная команды. Здесь развивают любой вид спорта, который интересен сотрудникам.  

— Я всегда говорю коллегам: если у вас есть инициатива по развитию чего-то нового, то, пожалуйста, приходите и обсудим. В рамках сотрудничества с футбольным клубом «Минск» даже играли с коллегами в бейсбол. 

 

По мнению главы Управления информации и социального развития Беларусбанка, в кредитно-финансовом учреждении работают очень талантливые, заинтересованные и мотивированные люди.

— Да, есть люди,  живущие по принципу: дайте мне отгул или премию. Но их, как мне кажется, абсолютное меньшинство. Потому что есть честь Департамента или Областного управления.  Понятно, что у нас проходят товарищеские встречи, но все равно видно, что люди стараются, тренируются. Недавно прошли соревнования по стрельбе, так вот, коллеги  в свободное от работы время ездили в тир, тренировались.

Дмитрий Бакиновский говорит, что сегодня в Беларусбанке стараются развивать волонтерство:

— Но волонтерство не административное. Важно, чтобы люди сами интересовались этим, чтобы были люди-«локомотивы». Если сам человек что-то двигает, значит, проект будет жить. 

—   Вы говорите, что работники постоянно участвуют в каких-то мероприятиях, спортивных состязаниях, а к ним нужно готовиться.  Людям выделяется на это рабочее время, или они это делают в свободное от работы время?

— Все происходит в свободное от работы время. У нас всё работает до вечера: и актовый зал, и спортивные залы. Если необходимо направить работника на какой-то семинар, то это делается в соответствии с Коллективным договором.   

— Вы постоянно занимаетесь общественными делами. Иногда можно услышать: а зачем это всё, зачем нам политинформации?..

 — Всё зависит от того, какие формы работы используются.  Возможно, где-то используют формы работы, которые были 30-40 лет назад, как вы выразились, "политинформации". Таких слов у нас в принципе нет. У нас есть информационно-аналитические встречи. Где мы, при необходимости, обсуждаем актуальные для работников банка проблемы - как внутренние, так и внешние. Есть среди них темы, которые доводятся государством на централизованном уровне.  Мы их тоже включаем, и эту информацию рассылаем, чтобы  люди могли с ней спокойно ознакомиться. 

Но, кроме этого, у нас есть свои внутрибанковские актуальные темы. К примеру, итоги работы банка за год. Всем работникам интересно, куда мы идем. Или вопросы социальной поддержки и новые страховые программы, новая система мотивации оплаты труда — KPI.  Для работников сейчас  это очень важно, им это интересно. Мы на своих встречах, собраниях, рассматриваем актуальные для людей проблемы. Стараемся позвать спикеров со стороны, чтобы они об этом интересно рассказали. 

Мы не навязываем никакую точку зрения, никакую позицию. Мы даем людям возможность ознакомиться с информацией на внутреннем сайте, рассылаем ее, проводим при необходимости очные информационные встречи. Чтобы люди могли задать нам вопросы и получить на них ответы.  

Мир развивается, и идеология должна развиваться, а не костенеть. Костенеть — это значит — не слышать людей, не слышать того, что люди хотят и о чем они говорят.  

— Получается, что идеологии бояться не надо? 

— Идеология должна быть однозначно. В любом сильном государстве — сильная государственная идеология. Если вы возьмете США —  это государство с самой сильной государственной идеологией. Но идеология должна быть не только сильной, но и понятной, интересной и актуальной для людей.     

Как один из примеров правильной работы с людьми Дмитрий Бакиновский приводит торжественное мероприятие посвящения в банкиры. Посвящение проводится для молодых сотрудников первого года работы. Оно проходит в Несвижском замке, где молодежи предлагают пройти «банковский» квест. Затем молодые работники дают клятву. Начинающих банкиров знакомят с корпоративными ценностями, с миссией банка, рассказывают о перспективах, которые перед ними открываются.  
 

— Видно, что молодежи это интересно. Потом их можно увидеть на турслетах, на корпоративных  мероприятиях. Нужно просто создавать новые и интересные формы работы. Когда вы по телефону разговариваете с коллегами, не зная человека лично, это одно. А когда вы на турслете вместе по канату пролезете, на велосипеде погоняете, у костра посидите — это совсем другое. Получается совсем другой результат от работы.

 
Тренажерный зал в Головном офисе Беларусбанка
 
Дмитрий Бакиновский отмечает, что работа его Управления относится на операционные расходы, но эта работа направлена в первую очередь на повышение результата деятельности всего банка.

— Если не будет работы с коллективом, я не думаю, что прибыль будет расти. Будут сидеть «винтики», которые с утра до вечера понажимали кнопки и ушли. Соответственно и результат будет другой.  

— Беларусбанк организует турниры между банками. Как другие банки реагируют на такие предложения? 

— Мы уважаем все наше банковское сообщество. И мы с удовольствием зовем его на наши мероприятия. К примеру, у нас был хороший повод — День рождения Беларусбанка. Родилась идея провести турнир между банками. Большинство банков откликнулись и приняли в нем участие. И отзывы потом восторженные написали, что заинтересованы и в дальнейшем участвовать в таких мероприятиях. Кроме того, у нас была команда Минфина. Потом они нас даже просили провести для них выездную игру. И наши коллеги ездили и для них внутрикорпоративную игру организовывали.
 

— Какой реализованный вами проект  Беларусбанка  вызвал у вас самые яркие впечатления?  

 —  На самом деле, таких проектов у нас в банке много.  Мне очень нравятся  благотворительные забеги с «Крыльями Ангелов».   Они делаются не для какой-то галочки — ребята из «Крыльев Ангелов» переворачивают сознание нашего общества.  Также мне очень понравился «вертикальный забег» — «Bright Vertical» — в Национальной библиотеке Беларуси. 

Он, как мне кажется, получился очень ярким.  Мы бегали по лестнице с  1-го на 21-й этаж, вверх и вниз. Кому-то покажется, что это просто, но я лично там бежал, и у меня на четвертом этаже, если быть честным, «закончился бензин», я просто остановился. Но это было очень здорово, и мы получили много позитивных отзывов от участников.   
 
После забега «Bright Vertical». Дмитрий Бакиновский второй слева
 
Дмитрий Бакиновский также тепло вспоминает и межбанковские игры. Между тем, он считает, что банковскому сообществу Беларуси  не хватает общения:

— Если  бы банковское  сообщество больше говорило друг с другом, рождались бы совместные проекты. Конечно, тяжело с конкурирующей структурой объединяться в некоторых вопросах. Но банкам интересно, что происходит друг у друга, чем кто живет, какие «фишки» есть у других.  В этом плане Ассоциация банков делает  много — организует различные проекты.  К примеру, «Мисс банк» — конкурс, в котором в прошлом году победила наша участница.  Но я считаю, что такие мероприятия и конкурсы нужно проводить чаще. Нужно больше межбанковских площадок и тусовок.  Когда во время межбанковских соревнований видишь, как происходит перетягивание каната между банками — возникает непередаваемое ощущение. 

Все организуемые нами мероприятия яркие и душевные. Что-то одно очень тяжело выделить. Потому что в каждое из них вкладывается много работы, сил и души. К примеру, сейчас проходит Год малой родины. К нему мы запустили проект «Судьба моя — Беларусь». Он посвящен нациям, которые живут у нас в стране: грузины, абхазцы, латыши и другие народы. Волею судеб они попали и живут в Беларуси. И все участники рассказывали, как им живется в нашей стране, как Беларусь стала для них второй родиной. После того, как прошли все эти мероприятия, мы пригласили Тенгиза Думбадзе, провели с ним творческую встречу, на которой он рассказывал о своей семье, о своей судьбе. Ему задавали много вопросов.  

Дмитрий Бакиновский также рассказал о роли Беларусбанка в программе повышения финансовой грамотности детей и подростков. Он считает, что для банка это  важнейшее направление  работы. Кстати, Беларусбанк — один из лидеров в этой области.
 
Финал Турнира по финансовой грамотности «Учись, сберегай и зарабатывай»
 
Программа повышения финансовой грамотности разработана  для всех слоев и категорий  населения. В рамках программы был создан специальный персонаж — Грошик. Его автор -  Владимир Липский,  автор многочисленных  книг для детей и редактор детского журнала «Вясёлка».  Он написал ряд рассказов о Грошике, которые потом объединили в книгу. Беларусбанк также сделал ростовую куклу Грошика и теперь популяризирует с его помощью финансовую грамотность среди детей.
 

   — Дмитрий, где вы родились и как попали на работу в банк?

— Я родился в Заславле. Это легендарный город, с которым связаны и имя Рогнеды, и становление белорусской государственности. Возможно, поэтому мне всегда была интересна история нашей страны и нашего народа, и свое первое образование я получил на историческом факультете Белорусского государственного университета. 

После БГУ я по распределению попал в Национальный архив Республики Беларусь, где хранится наш основной архивный фонд. Там, кстати, есть и засекреченные до сих пор фонды, и личные архивы наших знаменитых политических, научных деятелей, литературы и искусства. Я, в принципе, никогда не думал, что пойду работать в банк. Мне нравилась история — я планировал заниматься научной деятельностью, хотел поступать в аспирантуру.  

Но когда распределение уже заканчивалось, мой товарищ по университету, который работал в Беларусбанке, рассказал, что основатель  музея в банке уходит на пенсию и ему ищут замену. Я заинтересовался, у меня была перспектива — сделать музей в новом Головном офисе. Так я и попал  в Беларусбанк.

После этого пошел учиться в Белорусский государственный экономический университет на специальность «Финансы и кредит».  В этом году окончил магистратуру Института бизнеса БГУ по специальности «Технология управления персоналом».
 
В корпоративном музее Беларусбанка. Янка Купала был первым вкладчиком еще советского Беларусбанка. На депозит он поместил гонорар от своей книги
 
— Как вы относитесь к тому, что сотрудник банка должен постоянно учиться?

—   Я полностью согласен, что учиться нужно постоянно: и самому, и у коллег, перенимая их опыт.  Приходилось в жизни встречать людей, которые никогда ничего лишнего не сделают, скажут: «У меня нет этого в должностных инструкциях. Почему я должен это делать?» Я считаю, что это в корне неверная позиция.  Это неправильно в плане корпоративной культуры  и своего позиционирования в коллективе. 

Мне всегда было интересно всё, я всегда был открыт для различных предложений.  Я считаю, что очень важно коммуницировать с людьми, уметь с ними разговаривать и слушать.  

— Сейчас можете сказать, что интереснее: история или финансы? И помогает ли историческое образование работать в банке?

— Исторический факультет, я считаю, дает фундаментальное образование.  Оно необходимо для понимания общей картины, что происходит в мире, в стране, в обществе. Есть, конечно, и другие науки, но история изучает вообще всё: историю биологии, историю химии, историю финансов и т.д. Для меня  историческое образование — огромная база.  Благодаря ему я могу поддержать практически любой разговор. В истории каждый интересуется какой-то своей темой: политической, экономической  или военной. История заставляет людей думать, искать причинно-следственные связи, делать выводы. Историческое образование — это трамплин, который позволяет двигаться в любом направлении.

— Какую тему вы выбрали для своей дипломной работы на историческом факультете?  

— Она была связана с архивами во время оккупации. Дело в том, что во время войны наши архивы наполовину вывезли в Германию, наполовину — в другие республики СССР. В рамках эвакуации мы потеряли значительную часть нашего архивного фонда:  что-то было уничтожено при отступлении, что-то вывезено. Я изучал вопросы реституции, возвращения белорусских архивов.  Многие из них — у наших соседей: России, Польши, Литвы, Украины.  

— В Беларусь возвращают эти архивы?

—  Никто ничего не возвращает. Взять хотя бы крест Евфросинии Полоцкой — никто не знает, где он находится. Между тем, использование архивного документа зависит от того, кто его интерпретирует. Один и тот же факт можно интерпретировать по-разному. К примеру, наши соседи - литовцы цензурируют факты, связанные с Великим Княжеством Литовским, белорусским государством.  Там просто запрещают на эту тему говорить. 

 — У вас есть  хобби или увлечения? 

— Я очень люблю читать художественную литературу. Времени на это абсолютно нет, но стараюсь. Даже составляю себе списки на год. Единственное, я не люблю читать бизнес-литературу и книги по личностному росту.

Дмитрий Бакиновский признается, что на этот год включил в список 12 книг, по одной на каждый месяц, но пока что прочитал только одну, и надеется наверстать отставание во время отпуска.

— Сейчас все больше увлекаюсь спортом. Раньше я ненавидел бег,  просто не понимал, как можно бежать все эти марафоны.  А когда мы начали работать с «Крыльями Ангелов»,  я стал увлекаться этим видом спорта. 

Люблю плавание и езду на велосипеде. Недавно коллеги подарили мне сертификат на получение водительской категории «А». Поэтому  в ближайшее время я, наверное, освою еще и мотоцикл и буду ездить на нем. 
 

 
Дмитрий Бакиновский признается, что среди мотоциклов ему нравятся стрит-файтеры

— Ну, и конечно, люблю путешествовать. Мы в Беларусбанке стараемся  устраивать различные нестандартные и неформальные поездки для наших сотрудников. Мы даже посещали Чернобыльскую зону, были и в Припяти, и в Чернобыле, ходили возле реактора.  Ездили в Таллинн, где посещали  бизнес-школу и знакомились с банковским делом в Эстонии. Параллельно заезжали в Псковско-Печерский монастырь — это единственный монастырь, в котором не прекращалось богослужение с момента его основания в XV веке. Там тоже есть пещеры, не такие, как в Киевской Лавре, но место там абсолютно фантастическое. В прошлом году мы посещали Освенцим, заезжали в Красную гору — это крупнейший польский монастырь, по сути  — религиозный центр Польши, куда приезжают все паломники.  


— Можете ли вы сформулировать, что для вас счастье?

— Счастье для меня лично - это когда я уверен в завтрашнем дне. Когда у меня спокойно на сердце. И не потому спокойно, что я закрылся ото всех. А потому, что я уверен в своих родных, уверен в своих коллегах, знаю, что у меня есть поддержка, что я не один  в этом мире.  Это какое-то внутреннее ощущение спокойствия. Когда я гуляю с семьей или с коллегами разговариваю, и при этом у меня нет никакого надрыва. Я спокоен, потому что я понимаю, что мы делаем и для чего. 

Многие сегодня уверены, что у человека обязательно должна быть цель в жизни, которую нужно достигать. Я это мнение не разделяю.  Я не люблю распиаренные книги про достижение успеха, не люблю коучей и тренеров, которые кому-то, может, и помогают. Мне это неинтересно, потому что я считаю, что жизнь  должна строиться  через уникальный опыт человека, через его взаимоотношения с другими людьми, а не по книгам, которые зачастую противоречат друг другу.  

— Вы несколько раз повторили, что не любите книги, связанные с мотивацией. Но ведь многие сотрудники банков проходят всевозможные тренинги…

— Я считаю, что из этого не нужно делать «идею фикс». Сегодня различные конференции проводятся почти каждую неделю, приезжают спикеры с громкими именами. И все это становится похожим на ответвление шоу-бизнеса. Последний яркий пример - выступление Энтони Роббинса в Москве.

— С точки зрения историка, реальна ситуация, когда человек из бедной семьи сам получил образование, сам добился успеха в жизни?

— Мне кажется, реальна. Много примеров, когда люди всего добиваются своими умом, упорством, целеустремленностью. И так же много мы знаем примеров, когда, наоборот, стартовые возможности у человека огромные, он родился в очень богатой семье, закончил кучу Принстонов и других университетов, а потом просто убивает себя и свою репутацию.  

Понятно, что если у человека стартовые возможности лучше, то у него и больше возможностей достичь чего-то. Но это не значит, что если человек родился в бедной семье, то он так и останется бедным. Возьмите хотя бы Михаила Ломоносова,  который голый и босой пришел в столицу и стал всемирно известным ученым.

— Как ваша семья смотрит на вашу большую загрузку на работе? 

— Семья у меня активная и поддерживает во всех вопросах, за что ей огромное спасибо! Иногда, когда это уместно и возможно, я беру свою семью на различные банковские мероприятия. 

Дмитрий Бакиновский, проводя экскурсию по своему кабинету, обращает наше внимание на символику и логотип Беларусбанка. Поэтому интересуемся:

— В последнее время стало модно проводить ребрендинг компаний. Недавно один из крупных белорусских мобильных операторов его провел. Планирует ли Беларусбанк что-то подобное? Тем более, вы говорите, что в банке сейчас проходит оптимизация.

— Это право каждой организации: проводить ребрендинг или не проводить. Вот, посмотрите на наш логотип. Он — уникальный. Тому, кто его придумал, я бы памятник поставил. В нем есть и стилизованная буква «Б», и квадрат устойчивости, и волны развития, кроме того — он визуально красив и несет большую смысловую нагрузку.  Это мое мнение.  
 

— Этот логотип придумали в момент основания банка?

— В начале 90-х было два банка: Акционерный коммерческий банк «Беларусбанк»  и Сберегательный банк Республики Беларусь. В августе 1995 года Указом Президента два банка были объединены, и появилось новое учреждение – АСБ "Беларусбанк" с таким логотипом.   

Мне кажется, что мобильный оператор, которого вы упомянули, прошел на ребрендинг, потому что ему это продиктовала материнская компания. Но банки тоже проводят ребрендинг. К примеру, российский Сбербанк. Если вы помните, у них был значок типа Pacman, как я его называю, кругленький и простой. Потом они сделали его более объемным. И ложбинки, которые расположены в верхней части логотипа, чуть сдвинули влево.  

Мы сейчас тоже думаем над вопросом ребрендинга, но пока просто думаем. Наш бренд со столетней историей. Мы сейчас продумываем стратегию позиционирования Беларусбанка к столетию, но это все пока что только в общих чертах. 

С другой стороны, нужно понимать, что Беларусбанк — огромная структура. В этом, кстати, одно из наших преимуществ перед конкурентами. У всех банков есть технологии, финансы,  персонал,  ресурсы. Но немаловажную роль играют традиции и история. В этом плане Беларусбанк  даст фору любому банку нашей страны. Понятно, что это не определяющее преимущество, но оно очень важно в плане доверия клиентов.

Мы проводим исследования лояльности бренду, и видим, что доверие к банку и его надежность для клиентов всегда на первом месте. Эти доверие и надежность мы потерять ни в коем случае не можем. Позиционировать банк, с одной стороны, легко, но с другой стороны, продвигать бренд тяжело, потому что это надо делать очень аккуратно.  

— Не испытывает ли Беларусбанк определенного давления? Вам не говорят: вы — самый большой и самый богатый, поддержите тот или иной проект?  

— Конечно, Беларусбанк — это крупнейший банк. Поэтому в нашей работе социальная ответственность играет огромную роль, как и GR-взаимоотношения с государством. В нашей политике КСО есть четыре "заинтересованные стороны", 4 стейкхолдера. Первый — наш стратегический ресурс, наш персонал, на который направлены наши внутренние программы. Второй — это наше общество в целом, поэтому у нас есть КСО-проекты  — общественные программы. Третий — наши клиенты, ради которых, в принципе, банк работает. Четвертый — государство, потому что мы играем огромную роль в социально-экономическом развитии страны. 

Все наши крупнейшие корпоративные клиенты — экспортоориентированные и бюджетоформирующие предприятия. Мы активно реализуем программу поддержки малого и среднего бизнеса, но это отдельная программа. Поэтому с государством у нас должны быть партнерские и приоритетные отношения, и мы участвуем в реализации государственных программ и проектов. Но все это делается на переговорной основе, и в первую очередь мы руководствуемся интересами банка и утвержденными показателями.

В кабинете Дмитрия Бакиновского стоит фотография переговоров президента США Дональда Трампа и руководителя Северной Кореи Ким Чен Ына.
 

Фото, сразу скажем, очень неожиданное, поэтому интересуемся, что оно означает для Дмитрия.

— На фото два непримиримых врага: Северная Корея и США. Но при этом они нашли в себе силы пожать друг другу руки и поговорить. Смысл этого фото в том, что даже ранее непримиримые враги  могут найти какие-то точки соприкосновения и обсудить вопросы. Для меня в работе самое главное — диалог. Без обид или каких-то внутренних "я так хочу", которые являются неконструктивными и тупиковыми формами. Всегда надо договариваться. Потому что, если брать случай с фото — иначе будет война, а это ужасно для всей планеты. 

А еще Дмитрий Бакиновский рассказал об общественных организациях, которые действуют в Беларусбанке. Их пять, включая профсоюзную.

Есть Белорусская общественная организация ветеранов Беларусбанка, которую возглавляет Надежда Андреевна Ермакова. В эту организацию входит более 6 тысяч человек. Банк ежегодно принимает Программу «Забота» по поддержке ветеранов, в которой прописаны конкретные формы поддержки бывших работников. Каждый год для ветеранов Беларусбанка проводятся различные мероприятия по всей стране.

Действует РОО «Белая Русь». Кстати, Дмитрий Бакиновский является ее Председателем в Беларусбанке. Также активную работу проводит Белорусский республиканский союз молодежи, который  генерирует различные интересные идеи. Есть Белорусский союз женщин, который продвигает проекты по защите материнства и поддержке женщин, оказавшихся в сложных ситуациях.

Дмитрий Бакиновский отмечает, что слаженная работа общественных организаций позволяет получить от них максимальную пользу для всего коллектива.
 
Дмитрий Бакиновский на презентации выставки картин
 
 —  Какую роль играют общественные организации в жизни современного человека? В чем их практическая польза?

— Их практическая польза в том, что они выступают своеобразной платформой для реализации возможностей и инициатив участников. У каждой из них своя  аудитория. Если я молодой человек, я могу обратиться в нашу молодежную организацию, и мне предложат какие-то инициативы или проекты, в которых можно участвовать. К примеру,  интеллектуальный клуб «Платиновая сова», который курирует БРСМ. Более 70 команд в банке каждый месяц играют в эту игру. 

Или возьмем женскую организацию. Женщины собираются на собрания и обсуждают актуальные гендерные и семейные проблемы. Они помогают участницам в трудных ситуациях. Сейчас они запускают проект «У войны не женское лицо», сотрудничают с байкерским женским клубом.

У ветеранов вообще отдельная площадка, на которой они постоянно собираются. У них есть хор, который репетирует на базе нашего актового зала. Они с удовольствием  поют и проводят свои мероприятия. При поддержке  профсоюза посещают театры и экскурсии. Другими словами, они не оторваны от банка, они всегда вместе с нами. Мы им высылаем газету, благодаря которой они могут быть в курсе всех последних событий в банке. У нас нет такого, что люди ушли на пенсию, и про них забыли.  
 
Ветераны Беларусбанка репетируют в актовом зале в Головном офисе банка
 
«Белая Русь» — это общественная организация для активных людей, с активной гражданской позицией. Им интересны процессы, которые происходят в стране. Плюс, у нас очень мощный профсоюз, и 99% работников банка — его члены. 

Формы поддержки работников со стороны общественных организаций могут быть различными — ничье обращение не остается без внимания.  Это не пафос, Беларусбанк — огромная семья, и мы стараемся своих работников не бросать в тяжелых жизненных ситуациях. Все общественные организации призваны контролировать и сопровождать любые возникающие вопросы. 
 
Целый день в кабинет Дмитрия Бакиновского заходят его коллеги: бумаги подписать, что-то предложить или обсудить
 
Рабочий день в банке заканчивается в 17.30.  Дмитрий Бакиновский говорит, что это время, когда  можно спокойно просмотреть накопившиеся за день документы.

— Кроме этого, у меня есть замечательная возможность удаленного доступа, — наш собеседник показывает на рабочий ноутбук. — Можно взять его домой, и   еще там хорошенько поработать. Соглашусь, это плохая практика, но когда очень нужно, я  пользуюсь ноутбуком дома. 

— Вашу работу можно назвать и нестандартной, и очень интересной.  

— Так и есть. Она мотивирует на решение самых разных вопросов. В этой работе нет рутины. Мы постоянно знакомимся с новыми людьми, общаемся, реализуем новые проекты, двигаемся вперед и развиваемся.

Читать статью на сайте

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Где и как проверят ваши деньги на подлинность? Шпаргалка для тех, кто не хочет неприятностей

Цифровая трансформация услуг Технобанка: как получить кредит в режиме онлайн

Пополняем карту Банка БелВЭБ. Выбираем «свой» способ